Недвижимость Семья Женские секреты Усыновление Образование Обмен Красота и Здоровье
Лучшие статьи
Загрузка...
Загрузка...
загрузка...
06.05.16

Воспитание ребенка в неполной семье

Количество неполных семей неумолимо растет, порой, даже сознательно, когда женщина решает родить ребенка «для себя», изначально толкая и его и саму себя в не самую легкую ситуацию. Психологи утверждают: не каждая полная семья справляется с воспитанием ребенка, что и говорить о неполных семьях, где вся ответственность и все трудности воспитания ложатся на одни плечи. По некоторым данным среди детей дошкольного возраста каждый десятый ребенок воспитывается либо только матерью, либо отцом. Конечно же, «материнских» семей гораздо больше, нежели «отцовских», которые, кстати, в последнее время также встречаются намного чаще. 

Никто и спорить не станет, что воспитывать ребенка «в одиночку» гораздо труднее. Чаще всего именно в неполной семье сталкиваются с самыми разными проблемами, в том числе и материальными, от которых иногда напрямую зависят и все остальные. «Одинокому» родителю приходится нелегко, но, тем не менее, избежать проблем вполне возможно, если при всех трудностях самому оставаться Человеком. 

Как воспитать ребенка в неполной семье

По данным демографов, каждый десятый ребенок дошкольного возраста воспитывается одним родителем. В школьном возрасте это уже каждый седьмой. Среди неполных семей сохраняется тенденция "материнской" семьи, то есть воспитания чада одной мамой. Однако есть семьи, где детей воспитывают отцы. Как же отражается неполнота семьи на ребенке?

Неполные семьи возникают по самым разнообразным причинам: в связи с гибелью одного из родителей, разводом, внебрачным рождением ребенка.

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и закладывается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.

Семья во все времена находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных деятелей и ученых, начиная от древних философов и заканчивая современными реформаторами. И это не удивительно. Семья представляет собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества.

Вопросы, посвященные проблеме детско-родительских отношений, рассматривались учеными на протяжении всего развития психологической науки и практики. В отечественной психологии исследованиями в этой области занимались ученые Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.В. Дубровина, М.И. Лисина, А.Н. Леонтьев, В.С.Мухина, Г.Т. Хоментаускас, Д.Б. Эльконин и многие другие.

Не пытаться взвалить на себя одновременно функции и папы, и мамы

Помните слова популярной когда-то песенки: "Папа может, папа может все, что угодно... Только мамой, только мамой не может быть"? Безусловно, ребенку нужно иметь возможность видеть пример и женского, и мужского поведения. Но никогда не стоит пытаться брать на себя роль и функции противоположного пола. Во-первых, у вас это не получится выполнить на все 100 процентов. Во-вторых, вы можете этим окончательно запутать малыша, сформировать у него ложные представления. Просто будьте хорошей мамой. Позаботьтесь о том, чтобы ребенок регулярно общался с дедушкой, братом или другим достойным представителем мужского пола. Идеальным же вариантом станет, пусть и редкое, общение с родным отцом.

Воспитание ребенка при разводе

Разбитую чашу брака не склеить, но и под ее обломками погибать не стоит. Бывшие супруги вполне могут создавать новые семьи, рожать новых детей, но при этом важно понимать, что их совместные дети не должны стать заложниками родительских дрязг и инструментами выяснения отношений, способом перетягивания родительского авторитета на себя.


Одна из
главных проблем детей из неполных семей – отсутствие образцов, типов поведения
для различных ситуаций. В обществе роли мужчин и женщин, их права нынче почти
равны, но вот в семье по-прежнему действуют тысячелетние законы, обусловленные строением
психики и физиологии людей. Мальчик из семьи без отца всегда будет иметь
некоторые проблемы в общении – с взрослыми, со сверстниками своего пола, с
девочками. Отец, даже, как у нас часто бывает, почти не участвующий в
воспитании активно, все равно задает систему координат для поведения ребенка
одним своим присутствием, одним своим отличием от реакций и стереотипов
поведения матери. Нереализуемая агрессия по отношению к отцу, порождаемая
Эдиповым комплексом, у такого ребенка находит другие формы выражения, в той или
иной мере деструктивные (для  других
людей или для себя, при этом неизвестно, что опаснее). Для девочки последствия
отсутствия мужчины в семье тоже проявляются, особенно если мама не пытается
обустроить свою личную жизнь после развода – она не имеет моделей поведения
общения с мужчинами, образ «плохого папы» настраивает на недоверие к мужчинам
вообще.


Многие дети
воспринимают уход одного из родителей как отказ от себя. Формируется чувство
вины, ребенок начинает думать, что это из-за его поступков родители разошлись,
что он не был достаточно хорош для папы или мамы. Родитель, с которым остался
ребенок, должен всячески стараться убедить ребенка  в том, что его вины в случившемся нет.
Конечно, идеальная ситуация – когда родители после развода сохраняют приятельские
отношения, а не делят ребенка, вынуждая его морально разрываться между любовью
к маме или папе.

Мы приходим в этот мир, еще не зная своей роли. Достойно сыграть свою роль и оставить добрый след в душах тех, кто нас знал, в этом истинное посвящение.

Был ты хорошим отцом или мамой? Выполнил до конца свой долг, не считаясь с собственным Я? Это покажет время, и тот человек, которого ты подарил миру.

Ничего не бойтесь, любите своих детей и вместе стройте ваше будущее. Все получится!

Не перекладывайте функции отсутствующего родителя на плечи своих детей!

Помогайте ребенку осваивать навыки поведения, соответствующие его полу.

-          воспитание нужно строить с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей детей, главное опираться на положительное в ребенке [3, с. 149].

Нужно внимательно относиться к мнению ребенка, его точки зрения, суждениям, нужно стараться его понять. Не нужно заставлять ребенка, более целесообразно будет убедить его, учить рассуждать и анализировать вместе с ним возможные последствия его действий.

В центре семейных конфликтов детьми находится несоответствие родительского отношения и тех требований, которые предъявляются к желаниям и возможностям ребенка. Особое внимание стоит уделить обоснованности запретов ребенка и дать ему возможность самостоятельно принимать решения.

Главенствующая роль при общении матери с ребенком отводится поддержке его стремления к роли мужчины или женщины. Мать имеет возможность изучить внутренний мир своего ребенка, его интересы и потребности, на основании этого она в состоянии индивидуализировать процесс воcпитания, что повлияет на обеcпечение благоприятного протекания процесса становления девочку — женщиной, а мальчика — мужчиной.

Только совместными усилиями и всесторонней помощью можно решить проблему воспитания детей в неполных семьях, где воспитанием занимается одна мать. Проблему неполных семей решать необходимо на государственном уровне, в органах местной администрации, привлекая внимания всей общественности.

Подводя итог нашего исследования, можно утверждать о том, что для нормального развития человека любого возраста необходимы постоянные, строящиеся на положительной эмоциональной основе, открытые и доверительные взаимоотношения с окружающими людьми. Для детей это — взаимоотношения с родителями, учителями, сверстниками. Поскольку только с их помощью ребенок может успешно решить внутренние проблемы, волнующие его в этом сложном мире.

Если одинокий родитель примет к сведению все вышеизложенные факторы — он имеет реальную возможность вырастить человека, прекрасно приспособленного к жизни в обществе.

Для маленького ребенка общество — это семья. Именно в ней изменяется «Я» ребенка. И не имеет большого значения число окружающих людей. Гораздо важнее качество отношений. Ребенок может жить с одной матерью и хорошо понимать, что они с большим уважением относятся друг к другу. Ребенок ясно осознает, что в мечтах матери он сильный и хороший человек, что она с ним считается, многого от него ждет. Такое положение не всегда бывает и в полных семьях.

Есть немало положительных примеров воспитания детей в неполных семьях — несмотря на определенные трудности, которые испытывают родители. Главное, что нужно помнить — несчастный родитель не сможет вырастить счастливого ребенка. Не сможет сформировать у него позитивные чувства и радостные эмоции. Поэтому — будьте счастливы. Хотя бы тем, что у вас растет ребенок.­­

Также в номере:

(голосов:0)
Похожие статьи:
Единственный ребенок в семье

Многие молодые семейные пары сегодня вообще отвергают саму идею завести ребенка. Все меньше становится тех, кто решаются на рождение хотя бы одного-единственногонаследника. По многим причинам, главная из которых – квартирный вопрос, первой ребенок становится последним, на дальнейшем продолжении рода ставится жирный крест. Между тем проходит каких-нибудь три-пять лет, и малыш, картаво, но настойчиво начинает требовать сестренку или братишку. Немедленно! Ему, единственному ребенку в семье, одиноко и скучно, и что тут поделаешь, если второго ребенка вы рожать не спешите?


Что делает семью семьей? Конечно, дети! Счастлив тот ребенок, который родился в хорошей, доброй и умной семье. Но как быть детям не по своей воле лишенным семейного очага, любви матери и заботы отца? У любого нормального человека слова "дети-сироты" не могут не вызвать сердечную боль. Дети, которых вы видите на фотографиях, живут в разных социальных учреждениях для детей. Другого дома у них нет. Потому что нет семьи.В дом ребенка дети попадают, как правило, из детских больниц через несколько месяцев после рождения. На первый взгляд, малыши, которые здесь живут, такие же, как любые другие. Любят конфеты и не любят манную кашу. Плачут, когда падают, и смеются, когда катаются на каруселях. Любят пошалить и замирают от счастья при виде новогодней ёлки. Вот только родителей у них нет. Мамы отказались от этих детей ещё в роддоме. Как бы замечательно не заботились в этих учреждениях о детях, настоящий дом может быть только один. Тот, в котором живет семья. В детских домах у детей есть всё: красивая одежда, интересные игрушки, заботливые воспитатели. Но нет самого главного – любящей семьи, семьи, которая будет любить именно этого ребенка.


Издавна в России было принято брать на воспитание в семьи детей-сирот. За прием такого ребенка семья получала выплаты из государственной казны. На какое-то время данная практика потеряла свою масштабность, но вскоре вновь возродилась в виде детских домов семейного типа. На сегодняшний день приемная семья может стать для ребенка единственным шансом вырасти полноценным, законопослушным и морально устойчивым гражданином.приемная семья


Комментарии к статье Воспитание ребенка в неполной семье:
Загрузка...
loading...


2015-2016