Недвижимость Семья Женские секреты Усыновление Образование Обмен Красота и Здоровье
Лучшие статьи
Загрузка...
Загрузка...
загрузка...
06.05.16

Экономика общ.сектора теорияCredia

Тема1. ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИКИ ОБЩЕСТВЕННОГО СЕКТОРА. ИЗЪЯНЫ РЫНКА И ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО В ЭКОНОМИКУ

1. Предмет экономики общественного сектора.

Общественный сектор экономики — это в основном государственный сектор экономики плюс некоммерческий сектор.

Государственный сектор экономики представляет собой систему государственных финансов, государственных предприятий, других государственных ресурсов (например, государственные земли, запасы полезных ископаемых).

Некоммерческий сектор экономики, или так называемый третий сектор, включает в себя разнообразные некоммерческие общественные организации, выполняющие функции как государственного, так и частного сектора с использованием нерыночных принципов распределения ресурсов.

Экономика общественного сектора рассматривает экономическое поведение государства как одного из субъектов рыночной экономики. Анализ этого поведения осуществляется с позиций микроэкономической теории.

Итак, общественный сектор представляет собой такую область экономики или ту часть экономического пространства, где:

Рынок не действует или только частично действует, а следовательно, преобладает нерыночный способ координации деятельности;

Производятся и потребляются не частные, а общественные блага;

Экономическое равновесие между D и S общественного блага осуществляется государством, органами местного самоуправления и добровольно-общественными организациями с помощью соответствующих социальных институтов (в первую очередь с помощью бюджетно-финансовой политики).

Главное отличие организаций частного и общественного секторов является то, что в общественном секторе организации являются некоммерческими (то есть не ставят перед собой главную задачу в получении прибыли), доминирующую роль в ОС играет государство.

Особенности экономики общественного сектора — государство есть один из субъектов экономической деятельности, хотя и обладающий одним отличием: государство и его органы обладают правом принуждения в рамках и на основе законов, принуждения, оправданного с точки зрения экономической эффективности и социальной справедливости

Предполагается, что:

государство, подобно предпринимателям и некоммерческим организациям функционирует в рыночной среде, а потребность в его участии в экономической жизни возникает тогда и только тогда, свободное действие рыночных сил не обеспечивает оптимального размещения и использования ресурсов;

цели государственных органов и способы их достижения, а также стратегии предприятия и некоммерческих организаций в конечном итоге определяются интересами индивидов и формируются в ходе их взаимодействия;

государство использует, прежде всего, финансовые инструменты реализации своих целей (налоги, общественные расходы).

Важнейшими задачами курса экономики общественного сектора являются:

обоснование необходимости развития государственного сектора как в рыночной, так и в переходной экономике;

теоретическое обоснование необходимости государственного вмешательства в рамках микроэкономики с позиций эффективности и справедливости;

Государственный сектор — часть смешанной экономики, полностью контролируемая государственными органами, находящаяся в собственности государства. В государственный сектор экономики входят: образование, национальная служба здравоохранения, социальные услуги, общественный… …   Словарь бизнес-терминов

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ — (public sector) Часть смешанной экономики, охватывающая деятельность центральных и местных властей. В государственный сектор экономики входят образование, Национальная служба здравоохранения, социальное обслуживание, общественный транспорт,… …   Финансовый словарь

Предприятия

В составе этого сектора экономики России присутствуют различные организации. Деятельность одних может быть направлена на извлечение прибыли. Другие же имеют статус "некоммерческих" компаний. В сферу предприятий входят финансовые и нефинансовые компании. К последним следует отнести коммерческие организации, занимающиеся выпуском товаров либо предоставлением услуг для получения прибыли. Нефинансовыми предприятиями считаются некоммерческие объединения, которые не преследуют целью извлекать выгоду из своей деятельности. Значение в данной классификации имеет и регулирующий орган. В зависимости от его характера выделяют государственные, негосударственные и зарубежные предприятия. Финансовый сектор экономики включает в себя как некоммерческие, так и коммерческие объединения. Деятельность предприятий данной области направлена на посредничество, страхование, обеспечение и прочее. В банковский сектор экономики входят соответствующие предприятия (ЦБ РФ, например). К данной отрасли относят и другие коммерческие компании. В финансовый сектор экономики входят инвестиционные фонды, спонсорские, пенсионные, страховые, лизинговые, благотворительные фонды и организации, биржи и прочие предприятия. банковский сектор экономики

Госучреждения

Этот сектор экономики включает в себя различные органы судебной и исполнительной, а также законодательной власти. В эту же область деятельности входят фонды соцобеспечения и некоммерческие корпорации, контролируемые ими. Сфера госучреждений, в свою очередь, разделяется на федеральный, региональный и муниципальный сектор экономики. Верхний уровень контролирует нижний. Деятельность госучреждений регулируется законодательно.

Все это свидетельствует о том, что государственный сектор как специфический объект управления в экономике не выделен. Такой подход законодательно закреплен в Законе о Федеральном бюджете и Законе о бюджетной классификации, так как ни один из видов бюджетной классификации не позволяет определить долю бюджетных средств, направляемую централизованно на нужды государственного сектора.

Характер взаимодействия государства и государственных предприятий в настоящее время соответствует характеру взаимодействия его с частными предприятиями. В то же время значительная часть государственных предприятий еще в течение длительного времени будет нуждаться в помощи государства, и в этой связи необходимо его вмешательство по определенным правилам в их деятельность. Очевидно, что методы управления государственными унитарными предприятиями и корпорациями с преобладающей голосующей долей государства должны быть различными. Особое внимание, на наш взгляд, следует уделить вопросам создания и функционирования холдингов и финансово-промышленных групп под контролем государства как наиболее перспективных и жизнеспособных структур, деятельность которых позволит обеспечить и поддержать устойчивый экономический рост4.

Одно из перспективных направлений развития государственного сектора – создание вертикально-интегрированных структур, в которых головная организация находится под контролем государства. Поскольку для таких структур нет законодательного запрещения формировать сеть дочерних обществ, контролируемых частным капиталом, это повсеместно осуществляется на практике. По мнению ряда экономистов, преобладающее участие государства в головной организации достаточно для того, чтобы компания в целом осталась под государственным контролем. Однако мы считаем, что в подобных структурах, несмотря на формальное соответствие законодательству, возникает естественный конфликт интересов, порождающий целую серию легальных и полулегальных схем увода корпорации из-под государственного контроля. Поэтому, на наш взгляд, такой симбиоз непродуктивен и от него (в случае целесообразности оставления корпорации под государственным контролем) следовало бы отказаться.

В нормативных документах, отражающих в той или иной мере вопросы управления госсектором, в качестве основного инструмента регулирования его состава и структуры рассматривается приватизация. При этом предполагается, как само собой разумеющееся, что госсектор в его теперешнем виде по-прежнему следует сокращать, оставляя за государством лишь ключевые предприятия (с точки зрения обороны, социальной политики и т.д.). Оптимизация состава и структуры государственного сектора представляет одну из важнейших задач, и вопрос определения его размеров и соотношения внутренних компонентов – центральный. Приватизация – это только один из способов изменения масштабов государственного сектора. Альтернативой является национализация, т.е. выкуп государством предприятий или пакетов акций у частных владельцев. По ряду объективных причин данный метод сейчас не используется, однако его применение принципиально возможно и в ряде случаев теоретически оправдано. Можно напомнить и о таком способе количественного изменения государственного сектора, как создание и (или) преобразование (ликвидация, слияние, поглощение, присоединение) государственных предприятий.

Встроенным блоком механизма управления объектами государственного сектора должен стать механизм, позволяющий избегать субъективизма при принятии решения о приватизации, национализации, реструктуризации, ликвидации конкретного объекта. Это необходимо для того, чтобы сохранить стратегически важные объекты в составе государственного сектора и избежать опасности оставить их без гарантий бюджетной финансовой подпитки.


Глава 2. Государство как хозяйствующий субъект

Помимо участия государства в экономике в качестве регулирующей силы, оно действует и в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта – это так называемый государственный сектор.


• особая
мотивация
работаю. В
экономической
теории акцент
делается на
особенностях
государства
как механизма
общественной
координации,
отличающегося
от рыночного
механизма
координации
экономической
деятельности.


Во-первых,
государство
– это система
институтов,
с помощью которых
обеспечивается
координация
действий членов
общества,
преследующих
общие цели.


Во-вторых,
государство
– это совместно
действующие
люди, это хозяйствующее
общество, где
общество выступает
как нечто единое
и где координация
достигается
на основе
сознательных
усилий, а не в
результате
действия стихии
рыночных сделок.


Важнейшими
чертами демократического
государства
являются:


• принуждение;


• ответственность
и подотчетность;


• особая
мотивация
работающих
в государственных
органах и вообще
работающих
на государство
и в чьих в государственных
органах и вообще
работающих
на государство.


Далее следует
привести ещё
несколько
примеров определяющей
роли государства
в экономике
и его огромные
возможности.


В российской
экономике на
современном
этапе экономическая
роль государства
характеризуется
следующими
этапами (по
Исаеву В.А.):
государственные
и муниципальные
предприятия
составляют
11,2 % общего числа
предприятий;


на государственных
предприятиях
работают 38 % всех
занятых в народном
хозяйстве;


государственный
сектор производит
около 35 % всей
продукции;


количество
государственных
учреждений
– 34 868;


число
федеральных
государственных
предприятий
– 9885;


государственные
пакеты акций
– 4308;


размеры
пакетов акций
в собственности
государства:


100 % уставного
капитала – 84
предприятия;


более 50 %
уставного
капитала – 615
предприятий;

Средства, выделяемые из федерального бюджета на выполнение федеральных целевых

программ
, также распределяются в определенных пропорциях между госсектором и

предприятиями иных форм собственности. Перечень таких программ приводится в приложении

к федеральному бюджету. В его рамках устанавливаются государственный заказчик и

требуемый объем финансирования. Чтобы определить участие предприятий госсектора

в освоении средств, отпущенных на выполнение федеральных целевых программ, необходимо,

на наш взгляд, организовать учет состава соискателей и исполнителей соответствующих

работ с выделением государственных исполнителей и указанием размера и доли освоенных

ими средств.

Отдельно следует остановиться на анализе 178 статьи Бюджетного

кодекса РФ. Она законодательно регламентирует необходимость разработки плана развития

государственного и муниципального секторов экономики, подразумевая под госсектором

только государственные унитарные предприятия. Это оправдано с точки зрения сущности

планирования, поскольку устанавливать плановые задания субъектам рыночной экономики,

в которых государство имеет имущественные права, представляется нецелесообразным.

По нашему мнению, необходимо продолжить разработки в данном направлении. Их результатом

могла бы стать сбалансированная система плановых показателей развития госсектора.

Создание такой системы и накопление в соответствии с ней массива информации, отражающей

размеры, эффективность и тенденции развития госсектора, должны послужить основой

формирования стратегии его бюджетного регулирования.

Выбор из имеющегося перечня

методов бюджетного регулирования госсектора определяется на стыке потребностей и

возможностей развития. При определении размеров, направлений, конкретных объектов

и механизмов бюджетного финансирования госсектора нужно принимать во внимание его

возможности в процессе создания и увеличения ВВП. В этой связи представляется необходимым

разработать систему государственных приоритетов в распределении ресурсов между государственным

и частным (смешанным) секторами экономики и внутри собственно госсектора.



С точки зрения общества в целом максимальный эффект от использования бюджетных средств

возможен при финансировании производства так называемых чистых общественных благ

(национальная оборона, инфраструктура, СМИ и т.д.) предприятиями госсектора. В отношении

финансирования производства “смешанных” общественных благ (здравоохранение, образование,

водоснабжение, канализация и т.д.) в рамках госсектора можно, на наш взгляд, поставить

вопрос о его постепенном уменьшении. Что касается участия государства в финансировании

производства “частных” благ предприятиями госсектора, то, как нам представляется,

его целесообразность оправдана только при наличии изъянов рынка, что, однако, далеко

не всегда является абсолютным критерием.

2.Рациональное поведение индивида (отождествление своих предпочтений с товаром).

Теория прав собственности и транзакционных издержек

Р.Коуз,

К.Эрроу,

О.Уильямсон,

Д.Норт,

Дж.Стиглер

60-80-е годы XX в.

8. Орешин В.П. Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие - МГУ им.М.Ю. Ломоносова - М.: ИНФРА - М, 2005. - 122 с.

9. Пикулькин А.В. Система государственного управления: Учебник. - М.: Закон и право, 1997. - 154 с.

Монографии

10. Алиев Б.Х. Промышленная политика и экономика. - М.: Экономика, 2005. - 103 с.

11. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекий. - М.: Юридическая литература, 2002. - 118 с.

12. Аткинсон Эн.Б., Стиглиц Дж.Э. Лекции по экономической теории государственного сектора. - М.: Аспект Пресс, 1995. - 342 с.

13. Бартлинг Г., Луциус Г. Основы учения о рыночной экономике. / Под ред.И. И. Столярова. - М.: Агент, 1997. - 230 с.

14. Коуз Р. Фирма, рынок и право. - М.: Дело, 1993. - 145 с.

15. Логуа Р.А. Проблемы формирования рыночной экономики России. - М.: 1999. - 272 с.

16. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь.5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 554 с.

17. Стиглиц Дж.Э. Экономика государственного сектора. - М.: МГУ, 1997. - 750 с.

18. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: пер. с англ. - М.: Дело ЛТД, 1998. - 356 с.

19. Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики. - М.: Наука, 2003. - 370 с.

Научные статьи

20. Андрианов В. Государственное управление: Мировой опыт и российские реалии // Общество и экономика. 2001 - № 11-12, с.117 - 129

21. Асаул А.Н. Роль государства в смешанной системе хозяйствования // Регион: политика, экономика, социология. 2006, № 1-2

22. Бирюков В. Госсобственность и госсектор в рыночной экономике // Мировая экономика и международные отношения. 2005 - № 12, с.57 - 64

23. В. Варга Роль государства в рыночном хозяйстве // МЭиМО. 2002 - №10-11 с.11-14

24. Варнавский В.Г. Партнерство государства и частного сектора: теория и практика // Мировая экономика и международные отношения. 2006 - № 7, с.28 - 37

25. Дробот Р.А. Меняющаяся роль государства в мировой экономике 20 века // Социология и политология. 2005 - №3, с.25 - 38

6. на
охрану окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорологию, картографию
и геодезию

0,7

0,9

1,5

1,2

2,3

4,1

4,7

6,1

7,8

6,7

7. на
жилищно-коммунальное хозяйство

65,2

88,6

112,6

96,8

127,3

199,8

196,0

221,9

254,1

291,7

8. на
социально-культурные мероприятия

109,5

160,9

209,0

184,0

281,9

402,1

523,5

738,5

870,8

1112,9

9. на
обслуживание государственного и муниципального долга

-

-

-

-

27,1

18,9

13,3

14,1

20,0

25,6

10. расходы
целевых бюджетных фондов

2,7

4,4

5,8

17,4

44,9

150,5

137,9

154,2

147,9

169,3

(голосов:0)
Похожие статьи:
:)

Депрессия 1930-х годов и Вторая мировая война привели к развалу мировых рынков и обвалу мировой торговли. В это время были созданы Международный Валютный Фонд (МВФ) и Всемирный банк с задачей восстановления международных товарных и финансовых рынков, а также разрушенной войной экономики Западной Европы.



Для конструктивного и быстрого рассмотрения Вашего обращения, следует направлять его в соответствующий орган, к компетенции которого относится решение Вашего вопроса.

Перечень инстанций для направления обращений при нарушении прав потребителей


Динамика курса гривны - 2015

​Валютные рынки вновь преподнесли россиянам сюрприз: в последние несколько недель евро серьезно подешевел к доллару и рублю. На торгах Московской валютной биржи в среду вечером курс евро достиг отметки в 65 рублей, а доллара — в 61,8 рубля. Разрыв в курсах двух валют приближается к 3 рублям.


Комментарии к статье Государственный сектор экономики не включает в себя:
loading...
Загрузка...


2015-2016